«Я счастливый человек»: история Ленинградского телевидения как история одной жизни
«Это была мощная организация, мощная – профсоюзы... И на съездах кого я только не видела! Естественно, актерский персонал, творческие работники. Однажды Михаил Ульянов (Народный артист СССР. – Прим. ред.) с трибуны говорил без бумаги. Это было что-то невероятное! Это фейерверк был! Он говорил долго, он говорил о трудностях актеров, пенсионеров, которые живут в нищете, всю правду-матку. Как в фильме «Председателе», где он играл, так и со сцены он говорил в кинотеатре «Октябрь». И это было зрелище», – рассказала Олиферук.
Тут стоит вспомнить, что пришла Инесса Ефимовна на телевидение совсем юной девушкой. И очень, к тому же, симпатичной! Коллеги-мужчины этого не заметить не могли. Особенно настойчивым оказался один журналист. Немолодой – целых 36 лет! Проходя мимо, он сделал комплимент и вскоре перешел к более активным действиям.
«Когда моя начальница узнала, кто за мной шел, она говорит: „Инна, это Олиферук“. Мне послышалось „Физрук“, я говорю – он что, мастер спорта? Наталья Александровна посмеялась и ответила: „Это первый журналист у нас, не женатый“. В общем, потом он меня где-то в коридоре прижал к стенке: „Поедете со мной в Пушкин?“. Я согласилась. К тому моменту я уже все-все о нем знала. В том числе, что многие женщины на телецентре имели на него виды», – с улыбкой вспоминает Инесса Ефимовна.
«Немолодой» журналист очень скоро покорил сердце юной сотрудницы планового отдела. Он работал первым политическим обозревателем телецентра, объездил весь мир, был большим интеллектуалом, вел лекции во Всесоюзном обществе «Знание», за это даже получил прозвище «Ходячая энциклопедия». Перед свиданиями Инесса смотрела передачи, которые вел ее кавалер. Однажды основательно побеседовав с ним, девушка забыла о показавшемся ей «солидном» возрасте ухажера. И когда получила предложение руки и сердца, согласилась, не раздумывая. Родителей ее жених тоже покорил с первой встречи.
Именно с этих слов – «Я счастливый человек» – Инесса Ефимовна Олиферук, сотрудник службы кадрового администрирования Телевизионного технического центра (ТТЦ), начала свой рассказ. Почему она счастливая? Потому что исполнила свою мечту. Потому что всю жизнь работала на своем месте и горела своим делом. Потому что создала крепкую семью и ни разу не пожалела о своем выборе. Ее первая встреча с кумирами и будущими коллегами состоялась задолго до прихода на Ленинградское телевидение.
В те времена лиц, которые появлялись на голубых экранах, было еще немного, и знал эти лица весь Советский Союз. Дикторы стали для телезрителей практически членами семьи. Однажды во время прогулки с родителями в Зеленогорске, старшеклассница Инесса встретила Нелли и Ростислава Широких. Две легенды Ленинградского телевидения оказались ее соседями по даче! С тех пор она мечтала хотя бы побывать в студии, хотя бы взглянуть на эту магию за границами голубого экрана. И получилось!
Спустя четыре года ей предложили работу в планово-финансовом отделе телецентра. Руководитель подразделения Наталья Александровна Миронова, знакомая семьи, обмолвилась о вакансии экономиста, и бойкая выпускница торгового техникума не упустила свой шанс. Шел 1966 год, ей только-только исполнилось 20 лет. Начальница сразу взяла новенькую в оборот, а Инесса, бегая по поразительно длинным коридорам здания с кипами бумаг, заглядывая в съемочные павильоны, радостно осознавала, что мечты действительно сбываются.
Инесса Ефимовна Олиферук начала карьеру в 1966 году и до сих пор работает на телецентре. Успехи и победы, сложности и невзгоды, любовь, дружба, семья. Целая судьба закрутилась вокруг заветного адреса – Чапыгина, 6.
Работа с операторским цехом переросла в дружбу на всю жизнь
Профессия и личное счастье совместимы
«Могу сказать, я занималась гонорарами всю жизнь. Даже сейчас у меня электронный почтовый адрес помечен так – «гонорарный отдел». Его уже нет это сто лет, а я все еще «гонорарный отдел» по старой памяти. Это смешно, конечно. Причем Москва тоже присылает мне данные в «гонорарный отдел». Где они это взяли, не знаю. Это очень смешно, но… Все уже привыкли», - рассказывает Инесса Ефимовна.
В 80-е Олиферук занималась отплатой труда творческих работников телецентра. В те годы актеры получали гонорары в зависимости от профессионального статуса. Концертная ставка (стоимость одной смены) утверждалась Министерством культуры и начиналась с шести рублей 50 копеек. Заслуженные артисты, к примеру, получали 13.50, народные – 15.50. В дверь гонорарного отдела могли постучать Аркадий Райкин, Бруно Фрейндлих и другие знаменитости. Приносили свои ставки для оформления, рассказывали истории из жизни, находили благодарных слушателей в лице Инессы Ефимовны и ее коллеги Киры Михайловны Ивановой.
В их ведомство входило также составление смет для будущих съемок телеспектаклей. Для каждого разрабатывался отдельный календарный постановочный план, потом раскадровка, рассчитывались необходимое количество пленки, число смен, составлялись явочные листы. Никаких компьютеров в кабинетах тогда не было, поэтому на больших явочных листах все создатели спектакля отмечались вручную, каждый ставил личную подпись.
Олиферук всегда относилась к работе с большой ответственностью – все по регламенту, все по-честному. Редакторы, корреспонденты, операторы, артисты – ни у кого не было «блата», никого нельзя было недооценить и обделить. Согласно расценкам Госкомитета, гонорар за работу в особых условиях не мог превышать 75% от оклада. И даже когда муж Инессы Ефимовны, журналист Николай Антонович Олиферук, после поездки на БАМ (Байкало-Амурская магистраль. – Прим. ред.) привез весьма солидный гонорар, исключения для него не сделали.
«Там были сложные климатические условия, и он заработал очень много. Но я должна была убрать все остальное, полагалось ему не больше 75%. По моей просьбе, может, и подписали бы ему приказ, но я и подумать об этом не могла – боже упаси! Вот такие мы честные были. Муж не обиделся», – смеется Олиферук.
Легендарные телеспектакли Ленинградского телевидения
Телеспектакли Ленинградского телевидения, как известно, прославили многих актеров Большого драматического театра имени Товстоногова (БДТ) и прочих петербургских театров. В этих постановках участвовали в разные годы Валерий Дьяченко, Георгий Штиль, Елена Соловей, Алиса Фрейндлих, Сергей Юрский, Лариса Луппиан, Михаил Боярский, Олег Басилашвили, Любовь Полищук, Эммануил Виторган, Александр Калягин, Олег Табаков и многие-многие другие артисты. Некоторые из них на тот момент не были ни народными, ни заслуженными, ни даже просто известными. На телеэкранах они превращались в знаменитостей, которых теперь узнавали в лицо и приветствовали благодарные зрители.
Творчество не дружит с цифрами, вдохновение трудно сопоставить с четкими данными в сметах. Инессе Ефимовне не раз приходилось вести сложные разговоры с режиссерами телеспектаклей (Александр Белинский, Давид Карасик, Виктор Окунцов…), объясняя, почему они не могут потратить больше пленки на очередной проект. Кто-то мог просто рукой махнуть, а кто-то – и сцену устроить, да какую! Уважение к «гигантам», как называет своих творческих коллег Олиферук, было безмерным. Но при этом возможность получить у нее поблажку или особенные условия – нулевой.
«С пленкой было плохо в то время, ее было мало, и мы экономили. Режиссеры реагировали по-разному. Вот Окунцов очень шумливый был, да. Он ругался! Но деваться все равно некуда. Да и к нам тоже не очень-то подойдешь – все по инструкции, везде был порядок, понимаете, был порядок», – вспоминает она.
Так что рано или поздно приходилось прислушиваться к строгим служителям цифр, находить решения, которые позволят воплотить авторскую задумку имеющимися средствами. Жить и трудиться, так сказать, в предлагаемых обстоятельствах. И у них получалось. Фильмы и телеспектакли, снятые на телецентре или его работниками, люди помнят до сих пор – и пересматривают, их периодически транслируют разные телеканалы страны.
«Многие фильмы снимались у нас в первой студии. Вот Олег Рябоконь снимал «Али Баба и сорок разбойников» (Стихи Вениамина Смехова, Олег Табаков в главной роли. – Прим. ред.). Это был фильм-спектакль прямо в первой студии. И мы имели счастье в свободное от работы время прийти в первую студию, в режиссерскую аппаратную, и оттуда наблюдать за съемками. Это было великолепно! Мы видели всех – и Сергея Юрского, и Наталью Тенякову… Ради съемок даже осла настоящего привели в студию! Незабываемо! Это было шикарное время, просто золотое время для телевидения. И для меня», – делится Олиферук.
Поначалу в обязанности Инессы Ефимовны входил сбор заявок от всех цехов на производственные нужды. Затем вместе с коллегами она подсчитывала, сколько каждый цех истратил ресурсов – свет, электроэнергия и так далее. Очень быстро благодаря этой работе Олиферук познакомилась со всеми штатными и нештатными сотрудниками телецентра. Недолго пришлось ждать и повышения, молодую сотрудницу назначили членом комиссии по приемке сюжетов. Новая служба была напрямую связана с киноцехом, с операторами телецентра.
«Операторы навсегда стали частью моей жизни. И я их знаю всех с тех времен. Недавно мы похоронили замечательного человека, ветерана и большого профессионала Рашида Жамгаряна. Все мы до сих пор созваниваемся, общаемся, встречаемся», – поделилась Олиферук.
Комиссия по приемке сюжетов состояла из пяти человек. Раз в неделю они собирались в кинопроекционной, просматривали негативы всех отснятых материалов и оценивали их, присваивали категорию, определенную Госкомитетом СССР по телевидению и радиовещанию, чтобы потом сформировать справедливое вознаграждение для каждого задействованного работника.
Оплата зависела от сложности съемки (под водой, в подземке или на большой высоте) и от качества результата. Если оператор работал в тяжелых климатических условиях, например, он получал за сюжет десять рублей, это называлось постановочным вознаграждением. Операторы получали оклад, допустим, 80 рублей, плюс постановочные. Творческим работникам телецентра, в том числе корреспондентам и тем, кто создавал телеспектакли, тоже полагались гонорары.
Правильный выбор и добрая память
Сын пары Алексей Николаевич Олиферук продолжил дело отца, окончил исторический факультет, отслужил в армии и пришел на телевидение, занял свою нишу в сфере культуры. Сегодня он уважаемый режиссер, корреспондент, ведущий и автор множества фильмов. Его проект "Первый кирпичный" (история блокадного крематория на территории современного Парка Победы), получил высшую телевизионную награду – премию ТЭФИ. А его мама гордится своей семьей, оглядываясь на прошлое, она ни о чем не жалеет.
«Мы прожили шикарную жизнь, все эти 48 лет, великолепную жизнь! Николай Антонович уникальный был человек, очень интересный, люди к нему тянулись. Его не стало в 2015 году, похоронен на Смоленском кладбище. Кстати, на Смоленском у уже целый «филиал» наших телевизионщиков. У меня там и брат, и бабушка, мои друзья… А напротив – Ростислав Широких», – рассказала Инесса Ефимовна.
Так вышло, что кумир детства, тот, с которого началась мечта о телевидении, покоится рядом с ее близкими. Однажды она увидела, что могила заброшена. Оказалось, что с дочерью в последние годы он не общался, по каким-то причинам, за последним пристанищем легенды никто не ухаживает. Эту заботу Олиферук решила взять на себя. В первую очередь, пожалуй, из чувства благодарности за невольную помощь в выборе жизненного пути.
Вот уже четыре года Инесса Ефимовна собирается уходить на пенсию, потому что так долго работать, по ее мнению, «уже неприлично». Но каждый раз коллеги находят причины, чтобы уговорить ее остаться. Ведь профессионализм и энергичность за годы работы никуда не делись, опыт сослуживцы ценят высоко. Однажды новая сотрудница спросила Олиферук, что ее держит на телецентре до сих пор. А держат сами стены, место, в котором прожиты увлекательные годы, которое стало по-настоящему родным.
«Я бы еще могла работать. Ну просто, честно, уже неудобно. Столько не живут, сколько я тут работаю. Знаете, сколько мне будет в январе? Страшно сказать, 79 лет!» - смеется она.
Инесса Ефимовна вспоминает мужа, любимых коллег, заслуживших добрую память не только соратников, но и всех соотечественников. Вспоминает фильмы, передачи, встречи с великими артистами, путешествия – с улыбкой и неизменной благодарностью. Вспоминает котов, которые жили на территории телецентра и «воспитывались» его сотрудниками. Так, одна кошечка Муся прожила здесь 20 лет, небольшой домик Олиферук устроила ей в своем кабинете. Каждый вечер, ровно в шесть часов, она возвращалась с прогулок в этот кабинет – знала, когда надо прийти домой. На площадке недалеко от здания, у фонтана, ее хоронили всей телевизионной семьей.
«Рассказывая о своей работе и жизни, я чувствую себя так хорошо! Судьбе я очень благодарна за все, что случилось. Эта история – моя и общая телевизионная – важная, ценная, это счастье. Если не вспоминать это с болью», - заключила Инесса Ефимовна.
Карьера Инессы Ефимовны неизменно была связана с кадрами и финансами. Была и общественно-полезная нагрузка, еще советская, которой не могли избежать даже музыканты знаменитых оркестров – боясь за свои руки, главный инструмент, они вместе с телевизионщиками перебирали лук или копали картошку, так было положено. В 80-е Олиферук за ее смелость и энергичность выбрали членом профкома, она помогала нуждающимся коллегам получать жилье. Затем получила приглашение в областной комитет профсоюза работников культуры, а за ним – в центральный комитет (ЦК), каждые три месяца Инесса приезжала в Москву на пленумы. Общественной работе она отдала более десяти лет.