Любовь телезрителей в цифрах: кто выбирает программы, которые мы смотрим каждый день
08.11.2024
Наталия Викторовна Ильина начала свою работу на Ленинградском телевидении в 1980 году редактором объединения «Лентелефильм». Это был первый опыт работы творческого объединения в рамках ленинградского телецентра. Лучшие телевизионные режиссеры и операторы, которые до сих пор снимали только телевизионные передачи, смогли попробовать свои силы в создании художественных и документальных фильмов.
Одним из создателей «Лентелефильма» был режиссер и актер, заслуженный деятель искусств РФ Юлиан Панич, снявший на студии картину «Проводы белых ночей» по мотивам пьесы Веры Пановой, с которой был знаком лично. Получилась пронзительная история первой любви, которая разворачивается на фоне живых декораций – видов Ленинграда 60-х годов. Многих ленинградцев пронзила искренность этой ленты, ее знали, цитировали, с удовольствием пересматривали. Ее и сейчас можно найти в архиве Ленинградского телевидения – все лучшее бережно хранится.

«С Паничем мне работать не довелось. Зато я хорошо помню других замечательных создателей телевизионных фильмов эпохи 80-х. Александр Белинский – народный артист РФ, ленинградская легенда, яркий театральный режиссер, который создал на «Лентелефильме» свой телетеатр. Искрометный, фонтанирующий идеями, способный сам сыграть любую роль, Белинский был на ты со всеми звездами ленинградских театров. Работая на Чапыгина, он снял более 200 телеспектаклей», – вспоминает Ильина.

Под руководством режиссера создавались «Мертвые души» с Павлом Луспекаевым (выдающимся актером, незабываемым Верещагиным с песней «Ваше благородие…» из «Белого солнца пустыни»), первая телеверсия «12 стульев» с Игорем Горбачевым, Николаем Боярским (дядей Михаила Боярского) и Алисой Фрейндлих и многие другие. Музыку к этим «12 стульям» написал Дмитрий Шостакович.

Александр Белинский стал родоначальником нового телевизионного жанра – телебалета. Он сам писал сценарии к своим постановкам и сам воплощал их со звездами первой величины. В «Галатее» у него снимались Екатерина Максимова и Марис Лиепа. А потом были телебалеты «Старое танго», «Анюта» и другие. Все работники телецентра, включая Наталию Викторовну, стремились попасть на просмотр новых работ маэстро (они проходили в просмотровых залах на втором этаже) и встречали его премьеры бурными аплодисментами.

«Еще непременно хочу вспомнить замечательного телевизионного режиссера «Лентелефильма» Владислава Виноградова, которому недавно исполнилось 85 и сейчас он учит студентов снимать кино. А я помню, как он, молодой и красивый, говорил и думал только о кино и своих героях, а наши молодые сотрудницы все были в него влюблены», – рассказывает Ильина.

Пожалуй, основной темой для Виноградова стало время. Много лет он снимал документальное кино о героях разных эпох с удивительной «виноградовской» интонацией, которую ни с чем нельзя было спутать… Есть для него и самое любимое время – шестидесятые годы. Как уже кем-то сказано, короткий вдох между двумя заморозками. Эпоха, которой обязаны своим рождением Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Белла Ахмадулина, Василий Аксенов… И он, Владислав Виноградов. Он снял свыше 60 телефильмов, среди них «Я помню чудное мгновенье…», «Наш Пушкин», «Я возвращаю ваш портрет», «Новый год в конце века. Неизвестные Дягилевы» и другие.
Все они – тоже золотой фонд Ленинградского телевидения.
После «Лентелефильма» Наталия Викторовна работала старшим редактором научно-популярной редакции Ленинградского телевидения. Вместе с коллегами создавала исторический цикл «Куранты», который рассказывал об истории Петербурга-Ленинграда. Операторы тогда открыли новый прием «оживающей фотографии», когда сквозь старые фотографии «проявляли» узнаваемые дома и улицы.

Она с ностальгией вспоминает беседы с Дмитрием Лихачевым, рассказы потомков политкаторжан из знаменитого ленинградского дома на набережной – «дома политкаторжан». А еще большой труд по отстаиванию Летнего сада, которому по чьей-то безумной затее хотели вернуть вид петровской эпохи и вырубить все старые липы… Вместе с активными горожанами Ильина свой Летний сад тогда отстояла.

«Мы первыми показали зрителям Константиновский дворец в Стрельне, из которого тогда только выехал научный институт, и где стояли фанерные перегородки в парадных залах, а в углах потертые конторские столы… А теперь это знаменитый Дворец конгрессов. Мы первыми снимали историю Елисеевского магазина и дом купцов Елисеевых со знаменитой комнатой-сейфом, дом Владимира Набокова и усадьбы его родных в Рождествено под Петербургом. Таких открытий было множество, так мы открывали историю родного города не только для телезрителей, но и для себя», – продолжает Наталия Викторовна.

В 1991 году известные тележурналисты Владимир и Тамара Максимовы пригласили Ильину в новый проект – первый телемарафон «Возрождение», который шел из Мариинского театра в прямом эфире 24 часа. Он был посвящен сохранению наследия города и возвращению ему исторического имени Санкт-Петербург. После этого грандиозного проекта ее взяли в компанию Максимовых, с Ленинградским телевидением она рассталась до 2003 года.

В 2003-м Ильина вернулась на Чапыгина уже в качестве программного директора и почти сразу приобщилась к «перестройке» телевизионного вещания. Канал сменил свое имя: из канала «Санкт-Петербург» он стал Пятым каналом. В 2006 году, выиграв на конкурсе пакет частот в 41 регионе России, Пятый канал стал федеральным. Под руководством нового генерального директора Марины Фокиной Пятый канал стал стремительно меняться. Новые студии, новая концепция вещания, новые ведущие и программы, которые отвечали духу времени.

«И вот прошло уже более 20 лет. Пятый канал в пятерке лидеров федеральных каналов. Это заслуженный успех прекрасной команды профессионалов, где все время что-то меняется, но никогда – в худшую сторону», – говорит Наталия Викторовна.
Ветеран телевидения – Ленинградского и Петербургского – Наталия Ильина рассказала, как строилась сетка вещания в разные годы и как эксперименты превращались в хиты.
Работа бок о бок с легендами – особая гордость
Профессиональный путь
Особенности службы – измерение любви телезрителей
Сейчас Ильина занимает пост заместителя руководителя дирекции программ и маркетинга Пятого канала. Она убеждена, что этот фронт – мозг и сердце любого большого телеканала, Пятый не исключение. Дирекция разрабатывает программную сетку – то, что телезрители видят как расписание телевизионного вещания на неделю.
Но задача перед ней стоит еще более масштабная. Необходимо разработать такую сетку на год, на квартал, на месяц, на неделю и на каждый день. И все это с учетом концепции канала, интересов целевой аудитории, конкуренции, новых идей и возможностей бюджета.

У каждого канала – своя целевая аудитория. У кого-то – женская, у других – мужская, а также есть детские каналы, спортивные и так далее. Но они уже называются нишевыми. Федеральный канал такой узкой специализации себе позволить не может, он работает на широкую аудиторию, стремясь завоевать максимальное число зрителей. Сейчас аудитория Пятого канала выглядит так: 65% – женщины, 92% – зрители с высшим и средним образованием, 63% – люди со средним или высоким доходом.

«Главным инструментом определения или, как у нас говорят, измерения интереса аудитории на протяжении многих лет является медиаметрия: ежедневно все руководители каналов, рекламных корпораций, продюсерских компаний следят за сводками «Медиаскопа» (Компания медиаисследований СМИ. – Прим. ред.) по каждому эфирному дню. С этого начинается наш рабочий день», – объясняет Ильина.

Программная дирекция делает выводы об успешности или невостребованности конкретного контента в программной сетке: какая доля телезрителей смотрела сериал, фильм или программу. Доля – это количество телезрителей определенной программы/сериала в определенное время, выраженное в процентах от общего числа людей, в данный момент смотревших телевизор. Если упростить: это связано со средней долей канала: все, что выше доли – удача, все, что ниже – неудача.

Этим же инструментом пользуются и специалисты, работающие с рекламодателями. Они предлагают своим клиентам нужные временные слоты для размещения рекламы разных товаров и услуг, понимая какая аудитория находится у экранов в те или иные часы. Когда научный подход медиаметрии сочетается с профессиональным опытом и интуицией, тогда и получаются рекорды.
Как менялся российский зритель по мере развития телевидения
Рассуждая об этом, начать стоит с того, что в первую очередь технические условия работы изменились радикально. Компьютеризация, цифровизация – все это сегодня рядовой инструментарий. Наталия Ильина начинала работать на телевидении, когда эфирные сетки рисовали от руки, все печатали на пишущих машинках и копировали в специальных бюро с громоздким оборудованием. Сейчас все это трудно себе представить! Давно разработаны компьютерные программы для планирования эфирных сеток на любой срок с учетом программных прав контента и условий договора.

Об оценке передач можно сказать то же самое. Пока в России не было «Медиаскопа», каждое СМИ судило о своей успешности по собственным показателям: печатные издания – по размерам тиража, газеты и журналы – по подписке, радио и телевидение – по телефонным опросам и письмам в редакции.

«Все это давно в прошлом, и это правильно. Современные технологии двигают вперед телевизионный рынок, не дают застаиваться и почивать на лаврах. То, что вчера было успехом, сегодня может оказаться проигрышем. Все стремительно меняется, а для телевидения чувство нерва времени – условие выживания. И так интернет теснит телевизионщиков со всех сторон», – говорит Ильина.

Как справедливо отмечает Наталия Викторовна, современное телевидение – это большой бизнес. Все каналы сегодня, включая федеральные – это активы крупных корпораций, акционеры которых должны получать прибыль. Поэтому так важно найти эту тонкую грань: создавать современное, интересное телевидение для зрителей и быть самоокупаемым и даже приносящим прибыль. Но опыт показывает, что яркое шоу, увлекательный сериал, актуальная программа обязательно найдут не только своего зрителя, но и своего рекламодателя.

Что же касается зрителя – как говорил нетленный Воланд, «человечество не изменилось за последние две тысячи лет». Стоит отметить, что в 1970-х было черно-белое телевидение, а еще всего два канала: Первая и Вторая программы Центрального телевидения, между ними не было принципиальных отличий. Так что тогда у зрителей, можно сказать, не было предпочтений. Да и выбора тоже.

В 90-е годы ситуация стала меняться: каналов стало уже пять, появились НТВ, СТС, Муз-ТВ. Дальше – больше. Сегодня в России 6700 телеканалов (федеральных и региональных). Выбор для телезрителей безграничен.
«Конечно, наш телезритель стал разборчивее, старше. Молодые почти не смотрят телевизор. Однако молодые имеют свойство взрослеть и даже стареть. И мы надеемся, что телевизионный экран останется притягательным семейным очагом. Посмотрите вечером в освещенные окна домов: за каждым окном – светится экран телевизора. Уверена, так было и так будет», – заключает Наталия Ильина.