Татьяна Алексеевна Ульянова отдала Ленинградскому телевидению (и петербургскому) 30 лет. Но с наступлением пенсионного возраста и не подумала с тяжелым вздохом отправляться на покой.
«Как получится, так и получится», – отмечает Татьяна Алексеевна, уже рассказывая о себе, но все еще не понимая, почему ее пригласили на интервью и кому вообще интересна ее жизнь и работа. Такая скромность часто присуща людям, на которых в действительности держится все. Людям-фундаментам, не требующим славы, знающим свое дело, позволяющим остальным творить и проявляться.
Татьяна Алексеевна Ульянова вышла на пенсию совсем недавно, а до этого около 30 лет работала руководителем отдела по эксплуатации зданий и сооружений – в телецентре и в Доме Радио. Она была сотрудником, отвечающим за состояние зданий, территорий и помещений, в которых творилась магия телевидения. Не все творческие работники знали, благодаря кому каждый день заходят в студию, где каждый винтик на своем месте и исправно им служит.
Татьяна Алексеевна окончила Ленинградский электротехнический институт (ЛЭТИ) имени Ульянова-Ленина в 1977 году. Получив диплом, по распределению была направлена на службу в ресторан «Восток» в Приморском парке Победы. Связь с телецентром была уже тогда – в его столовую из заведения поставлялись продукты. В качестве главного инженера Татьяна Алексеевна тут же с энтузиазмом приступила к налаживанию этой и других цепочек, а также к ремонту в столовой телецентра.
«Я везде тянула руку, мол, давайте, мы это сделаем и это сделаем! Ну, и обратила на себя внимание. Дальше я делала здесь ремонт, запускалась эта столовая, и все происходило совершенно чудесным образом. Однажды мне сказали: “Чего ты делаешь в ресторане, приходи к нам”. Я подумала, а почему бы мне не пойти на телевидение и, никого не спросив, подала заявление об уходе. А я по жизни считаю, что все по-честному надо делать, резко и смело», – вспоминала Ульянова.
Правда, сразу получить высокую должность не вышло. Сначала пришлось трудиться «техником», обязанности которого были весьма размыты, в небольшом кабинетике. Но удержать энергичную новенькую в этой каморке было невозможно. Уже через месяц благодаря своему бойкому характеру ее выбрали начальником цеха эксплуатации зданий и сооружений. Так началась трудовая деятельность в хозяйственной сфере, но уже не в общепите, а на телевидении.
Только на первый взгляд может показаться, что то или иное строение просто стоит, пока в нем живут или несут свою службу люди. На самом же деле существует великое множество норм, которым оно должно соответствовать, чтобы считаться функционирующим и безопасным. В ресторане, например, Ульянова следила за исправностью и правильным использованием лифтов, котельной, торгового оборудования, кондитерского цеха, холодильников, генераторов и прочих машин. Батареи зимой должны быть горячими, а морозильные камеры – ну, соответственно. Огромная ответственность. Еще больший груз свалился на плечи Татьяны Алексеевны на новом месте в 1989 году.
В распоряжение Ульяновой перешли 11 объектов недвижимости, в том числе легендарное здание на Чапыгина, 6. Кроме того, она отвечала за состояние так называемого телевизионного театра, который находился на Каменном острове. Уникальная постройка 1827 года, еще деревянное зодчество! После серии реставраций в 1967 году она стала использоваться телевизионщиками. Там проходили репетиции оркестров, актеров, мероприятия, телевизионные съемки. Добавьте к перечню еще Дом Радио на Итальянской 27, тоже исторический объект со своими особенностями и требованиями. А еще здание по дороге на Турухтанные острова и базу отдыха в поселке Шапки в 60 с лишним километрах от города.
«У нас была огромная база отдыха в Шапках. Ну и, собственно, все вот эти объекты недвижимости, они должны были существовать, ремонтироваться, эксплуатироваться, снабжаться, убираться. В общем, они должны были жить. Вот, собственно, обязанности мои: были начальники по точкам, а я сводила вместе работу всех направлений. Потом телевизионный театр ушел, это теперь филиал БДТ (Большой драматический театр имени Товстоногова. – Прим. ред.), малая сцена. Базу отдыха в Шапках со временем мы отдали городу. А тогда на ней круглогодично отдыхали дети в пионерском лагере, там проводились и новогодние праздники», – рассказала Ульянова.
Годы шли, фронты работы менялись, цеха переименовывались в отделы, образовывались дирекции, но суть оставалась прежней: постоянный контроль и точное отражение действительности на бумаге – работа с отчетами, уставными документами, юридическими тонкостями, связанными с каждым объектом недвижимости. У телецентра появлялись арендаторы, и круг обязанностей начальника отдела эксплуатации зданий и сооружений расширялся. Теперь нужно было сотрудничать еще и с коммерческой службой. И при этом умудряться не только в папках поддерживать порядок, но и на местах! С этим Татьяна Алексеевна успешно справлялась вплоть до 2020 года.
«К этому моменту я почувствовала, что устала. И я перешла в Дом Радио. Должность была та же, но участок поспокойнее и объем работ поменьше. Но поскольку меня работа очень любит, как только я пришла, там начался грандиозный ремонт фасадов. А ведь это памятник архитектуры федерального значения – здание было построено в 1912-1914 годах! Вот мы проводили укрепление и ремонт балконов, там была чрезвычайно трудная крыша, надо было придумать систему антиобледенения… Зимой, конечно, здание Дома Радио требовало огромного внимания. В общем, хотела отдохнуть, да не получилось», – посмеялась наша героиня.
Продлилась реставрация как минимум год, к тому времени в Дом Радио уже без памяти влюбился дирижер Теодор Курентзис. Еще в 2019-м он вместе со всем коллективом musicAeterna из сотни с лишним музыкантов переехал в Петербург из Перми. Теперь на Итальянской улице в неоклассическом здании располагаются репетиционная база, студия звукозаписи, а также одна из крупнейших в России экспериментальная музыкальная лаборатория, объединяющая музыку из разных эпох и уголков света. Татьяна Алексеевна организовывала «великое переселение» сотрудников Дома Радио в соседнее здание и размещение новых обитателей.
«Началась вот эта работа по освобождению дома, ремонтных работ для Курентзиса ему нужны были совершенно особенные условия по свету. Его коллеги говорят, что он слышит, как в лампочках пружинки трещат! И вот Дом Радио начал уже по-новому существовать, в отдельных студиях уже какие-то мероприятия проводились, прослушивания, мини-концерты... А в 2024 году он весь закрылся на внутренний ремонт», – рассказала Ульянова.
Сейчас на Итальянской, 27 проводятся масштабные работы. После демонтажа основного объема поздних конструкций и выявления подлинных элементов здания начались работы по восстановлению его исторических интерьеров, укреплению всех конструкций, реставрации архитектурно-художественной отделки аванзала, фойе и других помещений. Проект в полном объеме планируется завершить в конце 2026 года.
«Там была огромная библиотека, и в потолке на шестом этаже – зенитные фонари, раньше через них было видно небо. Потом все это закрыто было железом и вот таким образом захоронено, а сейчас это все открываться будет. Эти шикарные лестницы, картины на потолках, зеркала, перила, там и домовая церковь была построена – все это сейчас приводится в порядок. Я думаю, что там будет очень красиво», – поделилась Татьяна Алексеевна.
На этой прекрасной ноте, после «великого переселения», и на фоне пандемии Татьяна Алексеевна решила, что пора на пенсию. Удаленной ее работа не бывает, и хоть энергия вовсе не иссякла, она решила наконец отправиться на заслуженный отдых. Отпускать инженера, конечно, никто не хотел, но пришлось. Потому что у нашей героини начиналась новая жизнь.
«Мне нравится жить! 30 лет я работала, это только на телецентре, занималась тем, что мне было очень интересно, а теперь нахожу новые увлечения. И я не заставляю себя заниматься тем же английским, для меня это как поощрение. Освоила кроль, я плаваю 800 метров четыре дня в неделю, а три дня я в спортзале. Есть некий комплекс, который я для себя сама составила. И дальше баня, ведро холодной воды… И в девять утра я полна энергии и готова к новым свершениям», – улыбается Ульянова.
После утренних ритуалов Татьяна Алексеевна занимается домом, выходит на прогулку с мужем, а еще вот-вот начнется дачный сезон, к которому уже готова рассада. У пары есть моторная лодка, на ней летом они катаются по Петровскому каналу. Рыбалка, охота, походы по грибы – все вместе. До середины октября супруги с большим удовольствием и очень активно проводят время на даче. Для Ульяновой это второй брак, и он, так вышло, оказался спасением в период серьезных испытаний. О своей боли героиня говорить не захотела – и потому что это личное, и потому что она пропагандирует радость жизни и спасение от ее тягот.
«Началось с того, что мы захотели просто помочь друг другу. А потом оказалось, что нам настолько хорошо вдвоем, и мы, наверное, те самые две половинки. Так что, если вам говорят, что замуж нельзя выйти в 60 лет, не верьте, это неправда», – подчеркнула Татьяна Алексеевна.
По словам Ульяновой, в отношениях с людьми у нее всегда присутствовала некая полярность. Кто-то с первой минуты проникался ее энергетикой, и завязывалась дружба, а кто-то воспринимал ее активность в штыки, и общение не ладилось. Но равнодушных не было. Однако работать с ней, человеком крайне ответственным и скрупулезным, было легко. Хотя бы потому, что на нее всегда можно было положиться. Перед интервью она заглянула к бывшим коллегам, чтобы «прижать их к сердцу», и была очень рада встрече. А по завершении беседы побежала еще в пару кабинетов, где старые приятели уже грели чай.
«Люди везде хорошие, много очень хороших людей. А мне, наверное, нравится быть нужной», – поделилась Татьяна Алексеевна.
Здесь, на Чапыгина, 6, проходя по длинным коридорам, она всегда отмечала – это нужно сделать, а это починить, другое, третье… И всегда было ощущение, что благодаря ее труду и вовлеченности, окружающим становится комфортнее работать. И место как таковое – легендарный телецентр – никак не влияло на ситуацию. Нет никакой разницы, где помогать людям. По крайней мере для Ульяновой это было неважно. Но и после ухода она не почувствовала опустошения, ведь человеку эмпатичному всегда есть о ком позаботиться. Так что вместо вздоха сожаления о минувших годах наша героиня быстро перестроила свой график и продолжила наслаждаться жизнью.
«Мне нравится та жизнь, которую я себе организовала. Мало того, у меня мгновенно может возникнуть какая-то еще идея, и я непременно ее воплощу. Я общаюсь с молодежью, с семьей своего племянника, мы ходим в музеи. А еще встречаюсь с давними подругами из секции академической гребли, в которую мы ходили в детстве. Когда-то я была кандидатом в мастера спорта среди юниоров», – рассказала Ульянова.
Дружба зародилась в 70-х, Татьяна Алексеевна до сих пор называет сокомандниц девочками, хотя девочкам уже давно не 15 лет, уже за 70, и они регулярно встречаются. Причем не три-четыре человека, а целая группа из 12 подруг! Благодарят за это тренера, сумевшего сдружить спортсменок – каждая знает, как живут другие, кому нужна помощь, поддерживают и берегут.
«Я так рада, что был этот период в моей жизни, что поддерживаем отношения, вспоминаем, как это было. Большая компания сохранилась. Вспоминали недавно, как я всех строила, вела на тренировку и командовала песню запевать. А я была невысокой и некрупной для академической гребли, но почему-то остальные меня слушались и шли за мной», – посмеялась героиня.
По сей день спорт является одним из важнейших условий хорошего настроения для Татьяны Алексеевны. И даже если она входит в спортзал без улыбки на лице, то выходит непременно сияющей. Какую-то загадку жизни эта энергичная женщина определенно разгадала. И как будто на 200 % выполнила задачу, которую перед ней поставил кто-то свыше. Она была и остается нужной.
Ульянова не создавала революционных передач, не имела отношения к съемкам, не работала в кадре, ее не узнавали на улицах. Но подумайте, какая работа важнее – у человека, что сидит перед камерой или у того, кто делает так, чтобы эта камера включалась? И можно ли их вообще разделить?
Никто не станет спорить с таким утверждением, если познакомится с хорошим примером. Ульянова – именно такой пример. Перед тем, как приехать на интервью (к 11 часам) она успела посетить онлайн-урок английского языка, затем провести тренировку в спортзале и поплавать в бассейне.
День 70-летняя Татьяна Алексеевна начинает в пять утра, правда, и ко сну отходит пораньше. Она все еще живет бегом, как говорит сама, не может остановиться. Да и не хочет. Недавно, например, сдала нормы ГТО («Готов к труду и обороне», комплекс тестов на силу, скорость, гибкость и выносливость для граждан всех возрастов. – Прим. ред.), получила заслуженный золотой значок.
«Мне нравится жить!» – ветеран телецентра раскрыла секрет активного долголетия
Из ресторана – к большим экранам: профессиональный путь
Город и немножко Ленобласти в нехрупких женских руках
Восстановление Дома Радио и знакомство с Теодором Курентзисом
Пенсия – это не завершение пути, а старт для тех, кто умеет жить
О дружбе через десятилетия и доброй памяти