От самодельного приемника до передвижной телестанции: работа на телецентре как судьба человека
01.07.2025
Переезд в Ленинград
Из инженеров – в режиссеры
«Награды – это не только я, это моя команда»
Пропуск «всюду»
Григорий Мигранович Алексанян родился 12 апреля 1947 года в Ереване. Он – еще один подарок, полученный в свое время дождливым Ленинградом от солнечной столицы Армении (интервью с его коллегой, режиссером Гамлетом Айрапетяном, можно прочесть здесь). Григорий Мигранович с детства мечтал о творчестве, необычной профессии, не мог жить без музыки и при этом с малых лет проявлял инженерный талант, тягу к технике и конструированию. Все эти аспекты как-то сами собой сложились в выбор – работать на телевидении. Любовь к музыке, можно сказать, и раскрыла тот самый талант инженера, направила в нужное русло. А начался этот путь со сборки первого радиоприемника еще в детстве.

«Я по своему профилю технический человек, но меня всегда интересовала не только техника, но и творчество», – говорит Алексанян.

Слушать музыку парнишка мог бесконечно, особенно, если удавалось поймать волну зарубежную, которая передавала хиты Элвиса Пресли и других популярных исполнителей. Совершенно новый звук, пока еще непонятные слова, захватывающий ритм и море впечатлений. Юный радиолюбитель мог уснуть рядом с приемником с гарнитурой на ушах. А немногим позже он уже ловил сигналы с помощью собственноручно сконструированных устройств.

В родном городе после школы Григорий поступил в техникум, изучал устройство электронно-вычислительных машин. На третьем курсе по совету отца решил последовать примеру однокашника, который успешно сдал экзамены в ленинградский институт и готовился к переезду. А почему бы и нет? К тому же в Северной столице жил дядя Алексаняна, работал тоже в технической сфере (спутниковые станции).
Родственник очень обрадовался интересу юноши к инженерии и поддержал. На экзамены Григорий приехал с мамой, а когда успешно поступил в Ленинградский электротехнический институт связи (ЛЭИС) имени профессора Бонч-Бруевича, так и остался в городе, где родилось телевидение. Однако первый свой диплом в 1971 году он получил по специальности «Радиосвязь и радиовещание».

По окончании вуза Алексанян стал работать во Всесоюзном научно-исследовательском институте (ВНИИ) телевидения. Вместе с коллегами он разрабатывал и внедрял новые технологии вещания. Именно там вплоть до 1976-го занимался, в том числе, проектированием ПТС – передвижной телевизионной станции, участвовал в проектировании ПТС-ЦТ «Магнолия». Его усилиями оборудованная телетехникой машина переходила на цветное изображение, а потом с аналогового на цифровое. Дело большое, а условия – самые рядовые. Жил Алексанян недалеко от работы в комнате общежития в Красном селе. Спустя время, добившись определенных успехов, он получил и квартиру.

Благодаря товарищу, посочувствовавшему его скромной зарплате, но оценившему энтузиазм и интерес к профессии, специалист ВНИИ телевидения получил место инженера в отделе автоматизированных систем управления (АСУ) Ленинградского металлического завода, и там пригодились его знания, а в резюме появилась еще одна достойная строчка. С 1978-го по 1980-й руководил группой внедрения в учебный процесс телевизионных технических средств в Институте целлюлозно-бумажной промышленности. С 1980 года наш герой – уже сотрудник Ленинградского телецентра, сначала старший инженер цеха передвижных телевизионных средств телевидения, а затем и начальник комплекса внестудийного вещания.
Теперь Григорий Мигранович работал на передвижной телевизионной станции, которую некогда собрал своими руками. От сборки микросхем и установки приборов в машине – к управлению. В институте имени Бонч-Бруевича в годы учебы собралась большая компания друзей-специалистов, и они продолжали трудиться вместе на предприятиях после получения диплома. И многие приятели звали Алексаняна присоединиться к их коллективам, но он от всех предложений отказался, так как пришло время исполнять мечту.

«Каждый тянул веревку на себя, мол, давай, приходи ко мне, приходи к тому. Я говорю нет, я никуда не пойду, потому что мне нравится телевидение. Я вообще очень люблю музыку, для меня это все. И так как я очень любил музыку, я с детства стал делать приемники и так далее. И все это было очень мне интересно. А потом в моей жизни появились более серьезные технические средства, и увлечение росло. И со временем я смог попасть туда, где все увлекающие меня сферы объединялись», – поделился Григорий Мигранович.

В телевизионной работе техника – основополагающий фактор. Телевидение в целом и начиналось с появления разных устройств, способных передать информацию и изображение на большое расстояние. Однако недолго это выглядело как зачитывание диктором новостей перед камерой. Формат совершенствовался, сюжеты усложнялись и стали нуждаться в режиссуре. Сегодня, как и десятки лет назад, телевидение немыслимо без режиссеров, но уже не переучивающихся специалистов из театра, а профессиональных телережиссеров.

В первые годы работы на телецентре Григорий Мигранович столкнулся с проблемой – он почувствовал, что не может в полной мере управлять своим детищем – ПТС, так как знал его только с одной стороны. Надо было применять все возможность этой машины, чтобы добиваться лучшего результата. Да, для этого в студии находились режиссеры, но не все из них были готовы сотрудничать ради результата.

«У нас была классная бригада на ПТС, а крутые режиссеры начинали указывать. Говорили, мол, будешь режиссером, тогда будешь командовать, а так – слушай мою команду. Ну и, короче говоря, поэтому я и поступил в театральный институт. У нас очень хороший мастер был, и я эту науку тоже постиг», – рассказал Алексанян.

Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) по специальности «Режиссер телевидения» Григорий Мигранович окончил в 1987 году. Уникальное, меду прочим, учреждение. Его история начинается в 1779 году, когда на базе старейшей в мире танцевальной школы (в дальнейшем она стала академией имени Вагановой) появилось императорское театральное училище. Сегодня ЛГИТМиК – это Российский государственный институт сценических искусств.

Вместе со своей командой Алексанян участвовал в организации и проведении международных трансляций на страны-члены «Интервидения». Они показали миру и легендарные летние Олимпийские игры в 1980 году, и XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1985-м, и «Игры Доброй Воли» в 1994-м, и 850-летие Москвы в 1997-м, и чемпионат мира по хоккею с шайбой в 2000-м, и 300-летие Санкт-Петербурга в 2003-м, и еще множество других важнейших событий.

«На Олимпиаду-80 мы машины отправили в Москву. Там у нас была очень серьезная подготовка, нас мучили, много раз тестировали оборудование. Каждая группа занималась своей работой, у всех свои сектора. Все настолько четко было организованно, ни одной ошибки, никаких экспромтов – очень здорово. Все было сделано на самом высоком уровне», – вспоминал специалист.
Несколько раз за время интервью Григорий Мигранович настойчиво повторял, что ему неловко себя «выпячивать» и отделять от коллектива, с которым связаны все его успехи. Телевизионные успехи, в том числе. Рядом с ним всегда были люди, которые в самые сложные времена оставались верны профессии. Просто потому, что любили ее, и эта любовь всех объединяла. Стоит отметить, после Олимпиады Алексанян стал руководителем службы внестудийного вещания. Телецентр обзавелся новой техникой, и требовался человек, который бы управлял процессами с учетом этого оснащения. И выбор пал на того, кто знал все до последнего винтика и горел своим делом.

«Случилась эта история, связанная с отсутствием руководителя, и мне говорят, мол, Гриша, что ты сидишь, давай, берись! Вообще все у меня все так складывается, ну, как будто это судьба. Как-то легко, понимаете?» – посмеялся Алексанян.

В последующие годы он занимал пост технического директора программы «Музыкальный ринг», организовывал трансляцию церемонии захоронения царской семьи в Петропавловском соборе в Петербурге (1998 год). Для обеспечения трансляции захоронения на многие страны мира были задействованы пять ПТС, пять передвижных электростанций, три телевизионные камеры с мобильными радиолиниями, вертолет с двумя мобильными радиолиниями, передвижная радиорелейная линия, система оперативной связи и другая техника.

Григорий Мигранович принимал участие в модернизации и развитии технической базы телецентра, в том числе камер – стационарных «КТ-178», репортажных «КТ-190», передвижных телевизионных станций «Магнолия 80», «Магнолия 83 А-1», «Магнолия 83 А-Спорт», в разработке цифровой SD-SDI 12-камерной «ПТС-12 К». Его имя увековечено на страницах биографической энциклопедии «Великая Россия» (том 17). В 2012 году помимо прочих наград специалист был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Но и тогда его реакцией была благодарность, смешанная со смущением – почему только его отмечают?

«Вот руководство сидит, говорят мне, что направляют в Москву, чтобы меня там награждать. А я им объяснял, почему такое не люблю. Это же не моя заслуга, это заслуга людей, которые вместе со мной работают, это наш коллектив. И до сих пор вот этот коллектив у нас существует – классные просто ребята, профессионалы, товарищи, все с юмором. Но последнее время они уже, кажется, стали меня беречь, лишний раз не привлекают», – поделился Алексанян.

По словам Григория Миграновича, десятилетиями, несмотря на то что некоторые сотрудники его службы менялись, костяк сохранялся. Отдел внестудийного вещания стал семьей. Сейчас, когда наш герой уже на пенсии, он все еще участвует в съемках, поддерживает коллег на важных мероприятиях. А его место занял не менее сильный специалист Константин Игоревич Осутин. Он, в частности, является техническим директором трансляции легендарного праздника выпускников «Алые паруса» и управляет десятками камер, которыми в этот день усыпан весь исторический центр Северной столицы.

«Благодаря Косте, собственно говоря, мы и достигли вот таких масштабов, потому что он себя не щадит просто, вдумчивый, дотошный, ответственный – блестящий руководитель. Потому что все люди, они не случайные, понимаете? Они все очень любят свою работу, вот это как раз и держит нас высоком уровне... Да, я на пенсии, но мы договорились, что если есть необходимость подключить меня, то они меня вызывают. Тогда я помогаю, ну, чисто символически», – говорит Алексанян.
Как отметил Григорий Мигранович, его дружная команда отдает все силы ради результата, которым можно гордиться. И в этом стремлении к цели и рождается радость от причастности к большому делу, удовольствие оттого, что ты на своем месте. Наш герой проработал на телевидении 41 год, и он всегда, как говорит сам, бежал на работу. И семья это понимала и принимала. Вместе с супругой Алексанян воспитал дочь Катаринэ. Как и в свое время отец, она увлекалась радио, но не технической его стороной, после вуза Катарина стала радиоведущей.

Алексанян, как часть съемочной группы, всегда имел при себе пропуск на то или иное мероприятие. На ПТС его коллега установил рупор, из которого в дни массовых мероприятий раздавалось: «Пропустите транспорт! Телевидение!». Сейчас интересной формулировки «Проезд всюду» на пропусках или бейджах не увидишь. Но есть в ней что-то всеобъемлющее и говорящее о важности специалиста, который здесь и сейчас помогает миллионам телезрителей увидеть нечто важное.

«В детстве надо мной смеялись, потому что я ложился спать у лампового приемника с гарнитурой. Но я пошел дальше, потому что меня заинтересовал дальний прием телевидения, меня это зацепило, и я стал делать то, что, видимо, суждено. Я горжусь, но горжусь командой, от команды зависит все… Работа есть работа, понимаете? Но без подмоги она невозможна, в чувстве локтя и есть ее ценность», – заключил Алексанян.
Григорий Алексанян – уникальный специалист, отдавший телевидению более 40 лет, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Будучи на пенсии, он все еще приходит на помощь коллегам из отдела внестудийного вещания, который некогда возглавлял. И не исключает, что исполнение его профессиональной мечты было предопределено.